РУССКИЙ  |  O'ZBEKCHA  |  ENGLISH                          

       Министерство финансов Республики Узбекистан

УСИЛЕНИЕ ПРОЗРАЧНОСТИ В БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВОЙ СФЕРЕ

22
авг 2019
1105 раза прочитано

УСИЛЕНИЕ ПРОЗРАЧНОСТИ В БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВОЙ СФЕРЕ

Concrete

Ранее в этом месяце Государственный департамент США опубликовал Отчет о прозрачности в бюджетно-налоговой сфере за 2018 год, где оценивается соответствие стран мира минимальным требованиям транспарентности в этой области. В документе указано: критерии определения фискальной прозрачности регулярно пересматриваются, вследствие чего некоторые государства могут не соответствовать этим требованиям, даже если они поддерживают ранее достигнутый уровень транспарентности или повышают его.

В отчете Узбекистан включен в перечень стран, правительства которых добились значительного прогресса в выполнении этих требований за рассматриваемый период. Положительно отмечена публикация бюджетного послания, утвержденного бюджета и отчета о его исполнении по итогам года.

Также в документе представлен ряд рекомендаций для дальнейшего усиления прозрачности бюджетно-налоговой сферы. Необходимо отметить, что наша республика уже активно ведет работу в этом направлении, включая все указанные в документе пункты. Рассмотрим их по отдельности.

Рекомендация 1. Сделать общедоступной информацию о долговых обязательствах, в том числе об условных и государственных долгах предприятий.

Нынешняя ситуация. Уже после окончания рассматриваемого в отчете периода, 1 февраля 2019 года принято постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан “О снятии ограничений по официальной публикации некоторых данных”. Оно создало возможность для широкого распространения сведений об общих объемах государственного и гарантированного государством долга (внутреннего и внешнего), его источниках, валюте, процентных ставках, сроках погашения и возврате в разрезе организаций-должников.

В соответствии с постановлением данные о государственном долге периодически размещаются на портале расширенной общей системе распространения данных (р-ОСРД) Международного валютного фонда, на сайтах «Открытый бюджет» (www.openbudget.uz), Департамента государственного внутреннего и внешнего долга Министерства финансов (www.dmo.mf.uz) и Центрального банка (www.cbu.uz), а также в Проспекте Республики Узбекистан на сайте Лондонской фондовой биржи (www.londonstockexchange.com/exchange/news/market-news/market-news-detail/other/13957483.html). Эти сведения на систематической основе предоставляются Всемирному банку и другим международным финансовым организациям.

Публикуемая информация охватывает все внутренние и внешние заимствования от имени или под гарантию правительства нашей страны. Данные о долгах государственных предприятий, полученных от имени или под гарантию правительства, планируется разместить на сайте Департамента государственного внутреннего и внешнего долга. Обнародование финансовой отчетности этих предприятий согласно международным стандартам обеспечит полное раскрытие соответствующих сведений.

Рекомендация 2. Включение в бюджетные документы подробной информации о расходах министерств, выделении средств государственным предприятиям и получении доходов от них.

Нынешняя ситуация. Государственный бюджет с этого года будет утверждаться в форме закона с расширением содержания раскрываемой фискальных данных, в том числе о расходах в разрезе министерств и другие.

Рекомендация 3. Обеспечение достоверности бюджетных документов. Подготовка и публикация аудиторских отчетов об исполнении Государственного бюджета в течение разумного периода времени.    

Нынешняя ситуация. Согласно постановлению Президента Республики Узбекистан «О мерах по обеспечению открытости бюджетных данных и активного участия граждан в бюджетном процессе» обязательному опубликованию подлежат заключения Счетной палаты по результатам внешнего аудита и оценки ежегодных отчетов об исполнении Государственного бюджета и бюджетов государственных целевых фондов. Начиная с отчета за 2018 год (завершен в мае 2019-го) заключения Счетной палаты публикуются в установленном порядке.

Рекомендация 4. Закрепление полных критериев и процедур распределения лицензий и контрактов на добычу природных ресурсов в законодательстве или нормативных актах и их соблюдение на практике, обеспечение общедоступности базовой информации об их присуждении.     

Нынешняя ситуация. 23 июля 2019 года принято постановление Президента Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему совершенствованию геологического изучения недр и реализации Государственной программы развития и воспроизводства минерально-сырьевой базы на 2020-2021 годы». В документе предусмотрены меры по внедрению международной практики управления и реализации инвестиционных проектов в сфере, предусматривающей установление условий сотрудничества на основе лицензионного соглашения. Также намечено создание единой электронной онлайн-платформы для размещения информации о перспективных площадях и месторождениях твердых полезных ископаемых с возможностью доступа к ней потенциальных инвесторов.

***

Отдельно следует подчеркнуть, что Отчет о прозрачности в бюджетно-налоговой сфере основывается на критериях, разработанных Государственным департаментом США, и не является всеобъемлющим документом в этой области. Также существует ряд других аналогичных международных исследований:

1. Оценка налогово-бюджетной прозрачности (FTE) проводится Международным валютным фондом. В июне 2018 года миссия МВФ провела ее в Узбекистане и сделала заключение, что республика соответствует базовому стандарту или более высоким стандартам по 16 из 36 параметров. В марте 2019 года миссия фонда обновила исследование и отметила предпринятые государством меры, позволившие улучшить показатели по 8 критериям. В результате, данные Узбекистана соответствует 23 из 36 принципов Кодекса МВФ.

2. Оценка эффективности управления государственными финансами (PEFA) проводимая Всемирным банком. Вторая по счету проведена в нашей стране в сентябре-октябре 2018 года с участием консультантов ВБ и Европейского Союза. Международные эксперты отметили такие достижения, как достоверность/реалистичность бюджета (фактические результаты отражают запланированные), наличие большей части основной и вспомогательной информации (7 из 12 пунктов), а также эффективное управление задолженностью и процессом подготовки бюджета.

В настоящее время государством принимаются меры по дальнейшему улучшению фискальной прозрачности с соблюдением мировых стандартов. Разработана Стратегия по совершенствованию управления государственными финансами на 2019-2023 годы в Республике Узбекистан, в которой учтены результаты вышеупомянутых международных исследований и предложенные в них рекомендации.

Последнее изменение Четверг, 22 августа 2019 15:47

Оставить комментарий

Убедитесь, что вы вводите всю необходимую информацию, указанную звездочкой (*). HTML код не допускается.

Мы в социальных сетях

Календарь новостей

« Ноябрь 2019 »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30  

Горячая линия ИВЦ (0-371) 202 03 02

Горячая линия ИВЦ Министерства Финансов по ПК "УзАСБО" и "ИСУГФ"

Статистика обращений по телефону доверия

Статистика

Сейчас 311 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Архив новостей

Статистика оценок обращения на телефон доверия

Если Вы нашли ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter для уведомления администрации

© 2019 Министерство финансов Республики Узбекистан. Все права защищены.
При любом использовании материалов ссылка на Министерство финансов обязательна.
Разработка и сопровождение сайта ИВЦ Министерства финансов

Our website is protected by DMC Firewall!